18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

Это интересно знать!

13:08 26.01.2022 16+
Это интересно знать!
Кто же такой И. И. Шишкин?
25 января 2022 года исполняется 190 лет со дня рождения выдающегося русского художника - пейзажиста XIX века Ивана Ивановича Шишкина.
И.И. Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге. Елабуга – один из старейших городов Республики Татарстан. Город уютно расположился вдоль реки Тоймы, впадающей в Каму, среди могучих вековых лесов.

Дом Шишкиных стоял на высоком берегу Тоймы. Из окна было видно, как петляет по заливным лугам река и у «Чертова городища» впадает в Каму. А вокруг - озёра с густотравьем, дубравы, сосновые боры и таинственные хвойные леса.
Вся внешняя обстановка детства Вани Шишкина сильно действовала на воображение. Поэтическое настроение преобладало в нем с ранних лет. В большой гостиной часто встречались люди разных интересов и взглядов. Купцы Стахеевы, промышленники Ушковы, художники И. Осокин, К. Гун, братья Верещагины, прославленная «кавалерист-девица» Н.А. Дурова. Старший брат Николай хорошо играл, импровизировал и пел. Он являлся душой литературно-музыкальных вечеров, на которые порой съезжалось избранное городское общество.
Родители очень любили синеглазого, с черными кудряшками сына. Ласково называли его Ванечка. Увидев, что сын рисует то палочкой на земле, то углем на плоском камне - подарили ему карандаш и тетрадки.
Больше всего любил Ваня рисовать сидя на пеньке в сосновом бору. Рисовал золотые звездочки зверобоя, мохнатые листики тысячелистника, красные капельки земляники, родничок с хрустальными звонкими струйками. Любил бродить по сосновому бору.
Отец будущего художника, Иван Васильевич, был купцом, торговал хлебом. Это был человек широкого круга интересов. Он желал дать сыну хорошее образование, поэтому после окончания уездного училища в 1844 году отвез его в Казань, где определил в первую городскую гимназию. В этом учебном заведении Ваня Шишкин получил первые уроки рисования карандашом, тушью, красками.
Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.
В 1851 году в городе появились московские художники, приглашенные для расписывания иконостаса соборной церкви. С одним из них - Осокиным, Иван вскоре познакомился. Москвичу по душе пришлась тяга молодого человека к живописи и в меру своих сил, он принялся помогать Ивану. Своими рассказами о белокаменной Москве, о знакомых художниках Осокин способствовал утверждению молодого человека в мысли о возможности поездки в Москву и поступлении в Училище живописи и ваяния.
В августе 1852 года Иван Шишкин поступил в Училище живописи и ваяния. За внешний вид и молчаливость, новые друзья прозвали его Монахом. Своих сотоварищей он поразил редкой работоспособностью. «Образование, труд, любовь к знаниям» - таков был девиз Шишкина в ту пору.
Работал он без устали, многие диву давались. За день нарабатывал столько, сколько иные за неделю едва могли осилить. Рисовал и дома до глубокой ночи, по памяти.
Успехи Шишкина к концу учебы в Москве были неоспоримы, и в 1855 году он отправился в Санкт-Петербург в Академию Художеств.
В Петербурге первое время его не покидало чувство одиночества. Работа, и еще раз работа, до полного изнеможения. Преподаватели обратили внимание на прилежание и талант Шишкина, ему было предложено рисовать с натуры. Годы учения в Академии (1856-1860) сыграли важную роль в формировании мировоззрения художника. «Это было удивительное время, - время, когда всякий захотел думать, читать и учиться, и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко...»
Шишкин принадлежал к кругу передовой академической молодежи. В 1860 он окончил курс обучения в Академии с высшей наградой - большой золотой медалью и правом на заграничную командировку.
В то время талантливых выпускников отправляли на стажировку за границу лет на пять. Но Иван Шишкин не спешил в чужие края. Его манили родные места, где он отсутствовал несколько лет. Поэтому сначала он направился на родину, где два года с упоением рисовал родные леса и просторы. И лишь в 1862 году уехал в Европу, где также много и плодотворно работал. Бывал на выставках и в мастерских художников, знакомился с их взглядами на современное искусство. Шишкин посетил Швейцарию, Чехословакию, Германию. В 1865 году он выставил в Дюссельдорфе три своих рисунка. Успех был полным. Иван Иванович получил приглашение показать свои работы в Бонне, Аахене, Кельне.
За границей Шишкин остро почувствовал свою связь с Россией. Среди чужих ландшафтов художник томился, не находя привычного размаха и раздолья. Всем сердцем он рвался домой.
К 1865 году, когда Иван Шишкин вернулся в Россию, о нем уже гремела слава как о талантливом рисовальщике. Его рисунки пером, виртуозно исполненные мельчайшими штрихами с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей как в России, так и за ее пределами. Две его работы были приобретены Дюссельдорфским музеем. А полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика.
В 1870 году Шишкин уже занял ведущее положение среди художников-пейзажистов. На первой же передвижной выставке появилась его известная картина «Утро в сосновом бору». Она ознаменовала наступление творческой зрелости мастера. Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве, выразил свое эстетическое кредо. Перед зрителем предстал образ могучего, величавого русского леса. Впечатление глубокого покоя не нарушает ни медведи у дерева с ульем, ни летящая птица.
Перу мастера принадлежат знаменитые картины «Рожь», «Среди равнины ровныя», «Лесные дали», «Корабельная роща», «Первый снег» и многие другие.
Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков.
Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
#Анучинскаябиблиотека2022
#Этоинтереснознать2022

2574

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
Рекламный баннер 300x100px right1
Рекламный баннер 300x100px right2
Рекламный баннер 300x100px right3
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock