Страничка литературная
10:28 28.01.2022 16+
Страничка литературная
ПИСАТЕЛИ - ЮБИЛЯРЫ 2022
27 января – 90 лет со дня рождения поэтессы Риммы Федоровны Казаковой (1932 – 2008)
Любителям поэзии, конечно же, это имя хорошо знакомо. На знаменитые вечера в Политехе, где она выступала вместе с Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественским, выстраивались многотысячные очереди.
Песни на её стихи исполняли практически все звёзды советской эстрады. Её любовной лирикой зачитывались юноши и девушки всей страны. А сама о себе Римма Казакова писала: «Я многое в жизни смею, и с этой звездой во лбу, как целый народ, имею историю и судьбу».
Жизнь Риммы была яркой, стремительной, полной неожиданностей. Невольно возвращаешься к моменту ее рождения - в военном городке под Севастополем. Ее отец, Федор Лазаревич Казаков, был военным, а мать, Софья Александровна Шульман, работала секретарем-машинисткой. Ей дали цыганское имя - Рэмо.
Имя, данное родителями, означает «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь».
Раннее детство провела в Белоруссии. Школьные годы прошли в Ленинграде. Когда поступила в Ленинградский университет, однокурсницы подтрунивали над странным именем. Студентка решительно направилась в загс - менять документы. Ее прогнали: "Как не стыдно? Гордиться надо таким революционным именем!" Через год она все же настояла на своем. И в поэзию входила как Римма Казакова. Окончила исторический факультет ЛГУ. На Дальнем Востоке, куда сама уехала после окончания университета. Там, на краю света, родились ее первые стихи, полные оптимизма, молодого задора. Работала в Хабаровском Доме офицеров.
Римма Казакова писала о себе: «Когда я была ещё юной, мама меня спросила: «Чего ты хочешь от жизни?». Я сказала; «Хочу сама себя кормить, много ездить и встречаться с интересными людьми». Все эти надежды сбылись…
Казакова объездила весь Советский Союз, весь мир, не была только в Австралии. Все деньги, которые зарабатывала, тратила на путешествия. Но всегда боялась, по выражению одного писателя, стать «чемоданом с наклейками». По следам ее «дорог» созданы многие стихотворения: «Мне опять на Восток», «Херсонес», «Прибалтика», «Из кубинского дневника», «Среднеазиатские страницы», «Вологда», «А в Лондоне туман…», «Карловы Вары», «Токио», «Дом», «Митинг в тропиках», «Под чужими небесами» и др.
Но если спросить: «Как вы думаете, какая страна была самой любимой у Казаковой?», думается, ответ вас очень удивит.
Её любимая страна – Монголия. Не Франция, не Италия, не Англия, но Монголия. Даже монголы не понимали, за что она так любит их страну. Она им объясняла: «Монголия – она такая изначальная. Там такая природа! И человек без всех этих небоскребов, без сложных экономических и прочих отношений чувствует и понимает себя гораздо больше. Там тихо и можно заглянуть в себя»
Римма Федоровна была очень ярким, активным и неравнодушным человеком. В 1976–1981 годах Казакова - секретарь правления Союза писателей СССР. В тот период она организовала Пушкинские праздники поэзии в стране, Дни литературы разных народов, вела работу с молодыми авторами. По инициативе и при непосредственном участии Риммы Казаковой возродились и стали традиционными поэтические вечера в Политехническом музее. Позже она была избрана Первым секретарём Союза писателей Москвы, которым являлась до конца жизни. Как руководитель Союза писателей Москвы, она помогала молодым талантливым писателям издавать книги, а затем проводила обсуждение этих книг.
О великом она говорила просто. Читатели чувствовали в её стихотворениях интуицию женского сердца, притягивала к себе камерность её женского взгляда на мир. Лучшие стихи Казаковой – не о социальных проблемах. Любовь – основная материя, из которой они сотканы. Она вела с читателем интимный разговор о любви и дружбе, верности и материнстве. Её бытовые зарисовки схожи с картинами и быта читателя. На фоне подчеркнутой бесполости произведений большинства советских авторов эти стихи звучали современно, откровенно и даже провокационно.
Спасательной силой обладала и поэзия Риммы Казаковой. Стихи этой поэтессы понятны и близки всем, кто когда-либо оказывался на перипетиях сложных человеческих отношений, её поэзия сострадала, помогала, вселяла оптимизм. Она способна была отозваться на боль, одиночество, разделить горе, обиды. Именно в этом видела поэтесса высокое духовное предназначение поэта на Земле. За свою творческую жизнь Казакова издала более двадцати сборников стихов. Её поэзия нечто очень интимное, глубокое, на уровне чувств и ощущений. Стихи её живые и проникновенные, проникающие в самую суть вещей. О самых простых вещах поэтесса рассказывает красивым языком поэзии.
Стих-зов, стих-размышление, стих-назидание, стих-откровение – поэтесса творила как чувствовала. Энергия её стихов обогащает умы и сердца читателей мудростью, стремлением, желанием творить, любить. От её стихов веет каким-то свежим ветром, напористостью, жаждой жить, надеяться, мечтать, любить. Практически каждое её стихотворение «бьёт» в самое сердце.
Многие стихотворения Риммы Казаковой положены на музыку и стали любимыми песнями. Таких- 30, половина из них – шлягеры.
Из интервью: «Пахмутова прочитала стихотворение «Ненаглядный мой» в журнале «Юность», и родилась песня. Было это в 1969 году. Потом в её жизни появились Саша Серов с композитором Игорем Крутым. Следом — Аллегрова, Пугачёва, Лещенко, Киркоров, Распутина…
«К сегодняшнему дню, думаю, проще назвать тех, с кем я пока не успела поработать, — почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть. Даже у «Стрелок», которые поют: «Я хорошая, а ты меня не любишь! Я люблю тебя, а ты такой плохой…». И появлялись песни, любимые и популярные. Среди частых соавторов Риммы Казаковой — композитор Игорь Крутой («Безответная любовь», «Молитва», «День рождения любви», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь»). Сотрудничала с Александрой Пахмутовой («Ненаглядный мой»), которая, собственно, вместе с Майей Кристалинской и «открыла» её стихам дорогу на эстраду в 1970 году, а также с Михаилом Муромовым и Андреем Зубковым («Ариадна»), Андреем Савченко («Поздняя женщина»).
Эта удивительная женщина прожила нелегкую жизнь. Она всегда темпераментная, жаждущая справедливости, социально активная, лёгкая на подъём, верная своему призванию. И сколько она ни тратила себя — всегда щедро, безоглядно, иногда безрассудно, то во имя справедливости, то ради вспыхнувшей страсти, — запас этих сил казался неистощимым.
Римма Фёдоровна Казакова! Это имя более полувека остается в ряду первых поэтов России.
Хорошую литературу, выдержанную временем, принято называть «классикой». Римма Казакова давно заслужила это звание. Потому что совершенно разные люди, в разные времена узнают в этих строчках себя, свои мысли, чувства, жизненные ситуации. А если это написано ещё и образцовым, добротным литературным языком, то это, несомненно, классика!
Оставить сообщение: